Kiev1.org Карта сайта Файлы Фотографии Киева
  
Реклама:

пакетировочный пресс совершенство в простоте






Разделы
 
 Sysadmin
 Антиглобалисты
 Ереси и секты
 Катастрофы
 Компьютерные новости
 Непроверенное
 О проекте
 О фотогалерее
 Политика и власть
 Православие
 Предприятия Украины
 Протесты Людей против нового мирового концлагеря
 Разное
 Россия
 Старец Паисий 1924-1994
 Стояние за Истину
 Суды в Украине
 Тайна беззакония
 экуменизм


Внимание! Читая пророчества на этом сайте помните что достоверность трудно проверить и все может во времени изменяться - самое главное думать своей головой и не верить легкомысленно всему что говорят, особенно советское телевидение
"О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32)"

Смешанные приемы



работа с shell - все в куче
opennet.ru/docs/RUS/profunix/chap10.html
Введение
Способы преобразования в языке shell
conv
Модули преобразования
dtoh
dtoo
htod
htoo
Тонкости bc
otod
otoh
Приемы языка shell для обеспечения гибкости программ
Хитрости языка shell
Читайте ввод с клавиатуры, пока находитесь в цикле,
присоединенном к програмному каналу
Запуск дочернего языка shell
Уровни языка shell и ввод-вывод
Встроенный ввод
С редактором ed
С файлом a.out
C архивами языка shell
Управление статусом цикла
Фильтры и синтаксис
Недостатки/особенности программирования на языке shell
Программа для перенаправления ошибки
Некорректный код возврата
Хитрости редактора Vi
Возвращение в язык shell
Поддержка Escape
Макросы
Команда "One-Liners" - крошечная, но мощная
.
- 2 -

Введение

Эта книга является итогом многолетней работы по подбору и
развитию инструментальных средств ОС UNIX. Многие вещи, которые не
хотелось бы оставлять без внимания, не вписались в контекст
предыдущих глав. Это и законченные процедуры, подобные представленным
ранее, и небольшие, но очень мощные фрагменты программ. Кроме того,
высказаны некоторые полезные идеи и представлены методы обработки
общих ситуаций на языке shell.

Способы преобразования

Поскольку компьютеры и их резидентные утилиты используют при
работе разные системы счисления, часто возникает необходимость
преобразования оснований систем счисления. Эти преобразования
обеспечиваются хорошо знакомыми специалистам командами UNIX bc
(калькулятор произвольной точности) и dc (которая предположительно
расшифровывается как настольный калькулятор ("desk calculator")).
Большинство из существующих возможностей либо носят очень
ограниченный характер, либо их тяжело использовать в ряде ситуаций,
поэтому будет рассмотрен вопрос как использовать существующие
возможности UNIX, чтобы любое преобразование было как можно более
легко осуществимым.


Название: conv


conv Переводит числа из одной системы счисления в другую

Назначение: Обеспечивает возможность преобразования основания системы
счисления

Вызов conv

Пример вызова:
$conv Вызвать главное меню различных преобразований

2 Выбрать опцию 2 ( из шестнадцатиричной в десятичную)

FFF Ввести шестнадцатиричное число FFF. На выходе программы
получим десятичный эквивалент


Исходный текст для функции conv

1 :
2 # @(#) conv v1.0 Преобразование основания системы
счисления, используя shell Автор: Russ Sage
3
4 while :
5 do
6 echo "
7
8 Преобразование оснований
9 ------------------------
10 1 - Десятичное в шестнадцатиричное
11 2 - Шестнадцатиричное в десятичное
12 3 - Десятичное в восьмеричное
13 4 - Восьмеричное в десятичное
14 5 - Восьмеричное в шестнадцатиричное
15 6 - Шестнадцатиричное в восьмеричное
16
17 enter choice (1-6, <>): c"
18 read CHOICE
19
20 case $CHOICE in
21 "") exit;;
22 1) echo "пВведите десятичное число (<> to exit): c"
23 read DEC
24 if [ "$DEC" = ""]
25 then exit
26 fi
27 HEX='. dtoh'
28 echo "n${DEC}d = ${HEX}x";;
29 2) echo"nВведите шестнадцатиричное число
в верхнем регистре (<> to exit): c"
30 read HEX
31 if [ "$HEX" = ""]
32 then exit
33 fi
34 DEC='. htod'
35 echo "n${HEX}x= ${DEC}d;;
36 3) echo "nВведите десятичное число в
верхнем регистре (<> to exit): c"
37 read DEC
38 if [ "$DEC" = ""]
39 then exit
40 fi
41 OCT='. dtoo'
42 echo "n${DEC}d = ${OCT}o";;
43 4) echo "nВведите восьмеричное число
(<> to exit): c"
44 read OCT
45 if [ "$OCT" = ""]
46 then exit
47 fi
48 OCT='. otod'
49 echo "n${OCT}o = ${DEC}d";;
50 5) echo "nВведите восьмеричное число
(<> to exit): c"
51 read OCT
52 if [ "$OCT" = ""]
53 then exit
54 fi
55 HEX='. otoh'
56 echo "n${OCT}o = ${HEX}x";;
57 6) echo "nВведите шестнадцатиричное число
в верхнем регистре (<> to exit): c"
58 read НЕХ
59 if [ "$НЕХ" = ""]
60 then exit
61 fi
62 OCT='. htoo'
63 echo "n${HEX}x = ${OCT}o";;
64 *) echo "n$CHOICE-неизвестная команда";;
65 esac
66 done

Переменные окружения

CHOICE - Выбор команд из главного меню
DEC - Выдает десятичное значение как результат
преобразования
HEX - Выдает шестнадцатиричное значение как

- 4 -
результат преобразования
OCT - Выдает восьмеричное значение как
результат преобразования

Описание

Зачем нам нужна функция conv ?

Выполнение числовых операций большого объема в командных файлах
языка shell - это далеко не самая хорошая идея. Командные файлы явля-
ются весьма медленными сами по себе, а выполнение математических опе-
раций еще больше замедляет их работу. Однако, процедуры языка shell
имеют математические возможности, и Вы, возможно, захотите ими
воспользоваться. Если Вам нужно преобразовать несколько чисел в про-
цессе написания программы, то для этой цели достаточно удобно вызвать
процедуру языка shell. Поскольку conv - это программа, управляемая
меню, Вам не придется беспокоиться о запоминании сложного синтаксиса,
котрый используют некоторые системные утилиты преобразования.

Что делает conv?

Это инструментальное средство обеспечивает возможность перевода
чисел из одной системы счисления в другую. Можно переводить
десятичные, шестнадцатиричные и восьмеричные данные. Число,
записанное в одной из этих форм, может быть переведено в любую из
двух оставшихся форм.
Режим работы программы выбирается из главного меню. В меню есть
шесть пунктов. После того как Вы выбираете число между 1 и 6,
программа просит Вас ввести число которое Вы хотите преобразовать.
Происходит преобразование и на выходе программы Вы получаете два
значения - число, которое Вы преобразовываете и число, к которому оно
было преобразовано. Преобразования осуществляются путем вызова
внешних процедур, о которых будет идти речь дальше в этой главе, так
что перед запуском conv необходимо убедиться, что Вы включили их в
вашу систему и разместили в том же каталоге, что и conv.
Если Вы введете команду, не вошедшую в вышеупомянутый перечень,
то будет выдано сообщение об ошибке и опять будет выведено главное
меню.

Пояснение

Строки 4-66 - это один большой бесконечный цикл while. Мы
используем бесконечный цикл, чтобы в случае ошибочного ввода
программа вернулась в главное меню для повторного ввода. Для того,
чтобы выйти из программы, нужно прервать цикл, т.е. выйти из цикла.
Строки 6-17 печатают меню и выдают подсказку для выбора. Если Вы
просто нажмете "Ввод", программа завершит свою работу.
Строка 18 читает ввод с клавиатуры, и строки 20-65 выполняют
выбор по условию для этой величины. Если получен нулевой (пустой)
ввод, то программа завершает свою работу.
Строки 22-28 осуществляют перевод чисел из десятичной в
шестнадцатиричную системы счисления. Поскольку все модули перевода
отвечают одному и тому же образцу, то детально мы рассмотрим только
данный модуль.
Подсказка запрашивает число в строке 23. В строках 24-26
проверяется, не было ли введенное значение пустым. Строка 27 выглядит
несколько загадочно, вызывая один из внешних командных файлов dtoh
для преобразования десятичных чисел в шестнадцатииричные. Обратите
внимание на то как одна программа выполняет другую.
Командный файл dtoh запускается, используя команду ".". Это
означает : "Выполните программу, используя тот же shell". Процедура
dtoh использует переменную DEC для ввода числа и выдает

- 5 -
преобразованное число на стандартный вывод. Чтобы записать это число
в переменную, мы делаем присвоение, потом запускаем программу,
используя командную подстановку. Строка 28 выдает на экран
первоначальное десятичное число и шестнадцатиричное, к которому оно
было преобразовано.
Варианты 2, 3, 4, 5 и 6 работают аналогично. Единственное, что
меняется - это имя переменной, которое соответствует типу
преобразования и название командного файла (скрипта), который
вызывается для этого преобразования.


Модули преобразования

Теперь давайте рассмотрим отдельно каждый из модулей перевода.
Эти модули или командные файлы языка shell используют команду UNIX
bc, чтобы осуществлять преобразования оснований систем счисления.
Нельзя сказать, что команда bc - это наиболее простой и удобный
способ перевода, но тем не менее она работает, и единственное, что
нам нужно, - это изучить ее и поместить в командный файл.


Название : dtoh


dtoh Десятичные в шестнадцатиричные.

Назначение: Преобразовывает входные десятичные числа в выходные
шестнадцатиричные числа.

Синтаксис: $DEC="decimal_number"; HEX='.dtoh'

Пример вызова

$DEC="25";HEX='.dtoh'
$echo $HEX

Присвоить DEC начальное значение 25, вызвать dtoh для его
преобразования и записать результат в HEX. Вывести результаты на
экран.


Исходный текст для dtoh

1 :
2 # @(#) dtoh v1.0 Преобразование языка shell--десятичные в
шестнадцатиричные Автор: Russ Sage
3
4 bc < HEX
$ echo "шестнадцатиричное число: 'cat HEX'"

Обозначение () запускает вызываемую процедуру в дочернем
языке shell. Используя "." для ее выполнения, мы по прежнему имеем
доступ к переменной DEC. Стандартный вывод перенаправляется в HEX.
Эхо сопровождение получает значение, используя командную подстановку.
Результат cat помещается в эхо предложение.


Название: dtoo


dtoo Десятичные в восьмеричные

Назначение Переводит входные десятичные числа в выходные
восьмеричные.

Синтаксис: DEC="decimal_number"; OCT='.dtoo'

Пример вызова

$DEC="16";OCT='.dtoo'

- 7 -
$echo $OCT

Присвоить DEC начальное значение 16, вызвать dtoo для ее
преобразования и записать результат в OCT. Вывести результаты на
экран.


Исходный текст для dtoo

1 :
2 # @(#) dtoo v1.0 Преобразование языка shell--десятичные в
восьмеричные Автор: Russ Sage
bc <
Название: htod


htod Шестнадцатиричные в десятичные

Назначение Переводит входные шестнадцатиричные числа в выходные
десятичные.

Синтаксис: HEX="hex_number"; DEC='.htod'

Пример вызова

$HEX="1EAC" ; DEC='.htod'
$echo $DEC

Присвоить HEX шестнадцатиричное значение, преобразовать его,
напечатать результаты.


Исходный текст для htod

1 :
2 # @(#) dtoo v1.0 Преобразование языка shell--шестнадцатиричные
в десятичные Автор: Russ Sage
bc <
Название: htoo


htoo Шестнадцатиричные в восьмеричные

Назначение Переводит входные шестнадцатиричные числа в выходные
восмеричные.

Синтаксис: HEX="hex_number"; OCT ='.htoo'

- 8 -

Пример вызова

$HEX="F1E" ;
$OCT='.htoo'
$echo $OCT

Присвоить HEX шестнадцатиричное значение, преобразовать его,
напечатать восьмеричное число.


Исходный текст для htoo

1 :
2 # @(#) htoo v1.0 Преобразование с помощью языка shell --
шестнадцатиричные в восьмеричные Автор: Russ Sage
bc <
Название: otod


otod Восьмеричные в десятичные

Назначение: Переводит входные восьмеричные числа в выходные
десятичные.

Синтаксис: OCT="octal_number"; DEC = '.otod'

Пример вызова

$OCT="777" ;
$DEC='.ot
$echo $DECod'

Присвоить OCT восьмеричное число, преобразовать его в десятичное,
напечатать результат.


Исходный текст для otod

1 :
2 # @(#) otod v1.0 Преобразование языка shell--восьмеричные в
десятичные Автор: Russ Sage

- 9 -
bc <
Название: otoh


otoh Восьмеричные в шестнадцатиричные

Назначение: Переводит входные восьмеричные числа в выходные
шестнадцатиричные.

Синтаксис: OCT="octal_number"; HEX = '.otoh'

Пример вызова

$OCT="777" ;
$DEC='.otoh'
$echo $HEX

Присвоить OCT восьмеричное число, преобразовать значение OCT в
шестнадцатиричное, запуская otoh. Присвоить результат преобразования
HEX, отобразить значение HEX.


Исходный текст для otoh

1 :
2 # @(#) otoh v1.0 Преобразование с помощью языка shell --
восьмеричные в шестнадцатиричные
Автор: Russ Sage
bc < idfile

Команда ls запускается как дочерний shell, используя обозначение
(). Дочерний shell помещается в фоновый режим, используя символ & .
Когда результат процесса id отображен, он направляется в файл ошибок
дочернего языка shell, который его выполняет. Мы просто перенаправля-
ем стандартную ошибку в файл и получаем число! Теперь мы можем сде-
лать что-нибудь типа:

$ kill -9 'cat idfile'

где процесс id, переданный kill, генерируется из команды cat, которая
печатает процесс id, захваченный ранее. Это может дать программам
опцию "kill self", где они могут отслеживать их id, чтобы вам не
пришлось это делать. Программа watch, которую мы видели в главе 6
делает нечто подобное.


Встроенный ввод

Редактор vi удобен до тех пор, пока Вам не нужно делать
построчное редактирование текста или редактирование в командном
режиме. Sed тоже неплохой редактор, но в нем не предусмотрена
возможность перемещения по файлу. Sed может перемещаться только
вперед по файлу до конца файла. Все наши проблемы может решить
скромный редактор ed.


С редактором ed

Еd является интерактивным редактором и в нем есть все
необходимое для обработки выражений. Поскольку он читает стандартный
ввод для своих команд, мы можем помещать в stdin встроенный текст для

- 12 -
управления собственно редактором. Еd читает команды, как если бы они
были даны с клавиатуры. Он не знает, что запущен в командном режиме.
Это открывает совершенно новый способ использования мощи
интерактивного редактирования в командном режиме.
В качестве примера рассмотрим следующую программу. Помните, что
все специальные символы в языке shell должны быть заключены в кавыч-
ки, например $. Если они не заключены в кавычки, то ввод будет некор-
ректным.

ed file << -!
1, $s/^ *//
w
q
!

В этом примере редактируется файл под названием "file" и над ним
выполняется несколько команд. Первая команда говорит "От первой
строки до последней, для каждой строки, имеющей пустые символы в
начале строки, за которыми следует любое количество таких же
символов, заменить эти символы "ничем". Запишите файл и выйдите." Эта
процедура удаляет пробелы из начала строки.


С файлом a.out

Возможность встроенного текста также можно использовать, чтобы
автоматизировать запуск программ. Вам нужно записать входные данные,
необходимые, чтобы программа выполняла желаемую задачу, и поместить
их в текст программы. (Это нечто вроде построения макросов клавиатуры
для прикладных программ для PC).
В следующем примере исполняемый файл a.out запускается как
дочерний shell. Его ввод берется из самого файла, а вывод передается
команде more, так что мы можем сделать постраничный вывод.

$ (a.out < text
> input
> lines
> !
) | more

Это можно напечатать непосредственно с клавиатуры. Мы используем
символы скобок, поскольку, если непосредственно печатать этот код,
shell будет выдавать подсказку PS2 вплоть до знака !, затем выполнит
команду. Единственное, что мы можем сделать, чтобы он не вышел
автоматически - это продолжать запрашивать ввод, опуская его на
уровень ниже.


C архивами языка shell

Архивы языка shell - это один из самых простых способов упако-
вать текст в самоустанавливающуюся программу. Идея состоит в том, что
мы используем командный файл языка shell, чтобы упаковать некоторый
текст. Этот текст может быть документом, командным файлом или даже
исходным текстом программы.

Мы используем конструкцию встроенного текста, чтобы передать
текст в shell, который потом пересылает его в предопределенные файлы.
Ниже приведен пример архива, который может быть в файле.

$ cat archive


- 13 -
#
# Это архивный файл текстовых файлов 1, 2 и 3
#

echo "извлекаем текстовый файл 1"
cat > text1.sh << !
#
# Это пример текстового файла 1
#

who | sort
!
echo "извлекаем текстовый файл 2"
cat > text2 << !

Это содержимое второго файла. Это не программа, а просто текст.
Заметьте, что ему не нужно строк комментария, потому что
запущенный shell знает, что это ввод. Но не пытайтесь запускать
text2, т.к. у Вас все равно ничего не получится.

!

echo "извлекаем текстовый файл 1"
cat > text3.c << !

/* Это содержимое файла 3, Си программа */

main()
{
printf("hello world");
}
!

#
# конец архивного файла
#

При выполнении архив проходит через три команды cat. Первая ко-
манда cat создает файл text1.sh (командный файл языка shell), text2
(обычный текст) и text3.c (Си-программа). Все это выполняется после
того, как Вы наберете на клавиатуре "archive". Это удобно, если нужно
перенести текст в другое место. Вместо того чтобы пересылать три фай-
ла, нам нужно переслать один. Вместо трех файлов, соединенных вместе,
у нас три отдельно упакованнных файла, каждый из которых восстанавли-
вает себя при запуске архива. Таким образом, нам не придется гадать,
пытаясь представить какой текст в какой файл попадет.


Управление статусом цикла

Иногда условные выражения цикла нужно подбирать специальным
образом, чтобы они отвечали нашим потребностям. Это происходит не
часто, однако бывают ситуации, когда Вы можете захотеть использовать
определенный синтаксис. В таблице 10-1 приведены три разных способа
сделать условие цикла while "истинным". Помните, что shell ищет
успешный статус выхода - статус (0) из последней синхронно
выполняемой команды.

Таблица 10-1
Способы заставить цикл быть "истинным"

+--------------+----------------------------------------+
| Цикл | Условие со значением "истина" |

- 14 -
+--------------+----------------------------------------+
|while true |True - это команда в /bin, которая воз-|
| |вращает статус 0 |
|while[1 -eq 1]|Мы используем здесь тестовую команду, |
| |чтобы возвратить статус 0 |
|while : |Мы используем встроенное предложение |
| |shell'а, чтобы возвратить статус 0 |
+--------------+----------------------------------------+


Фильтры и синтаксис

Ранее в этой книге уже шла речь о фильтрах. Не все команды
являются фильтрами или могут быть использованы в качестве фильтров.
Вспомните определение фильтра - это команда, которая берет ввод из
аргументов командной строки, если они есть. Иначе ввод читается из
стандартного ввода.
Почему все команды не могут действовать как фильтры? Потому, что
они не предназначены для этого. Возьмем, например, ls. Что делает ls?
Она выдает список файлов в текущем каталоге. Если мы говорим "ls
file", он выдает информацию только для этого файла. Если мы говорим
"echo file | ls", ls не дает информацию о файле, но выдает список
файлов в текущем каталоге, потому что ls не смотрит в стандартный
ввод, если в командной строке нет аргументов.

Один важный момент, связанный с фильтрами - это способ их вызова.
Если Вы помещаете имя файла в командную строку, фильтр открывает файл
и читает данные. Помните, что фильтры хотят читать данные. Если Вы
присоединяете стандартный ввод к фильтру, он думает, что то, что он
читает из программного канала- это данные. Если Вы дадите фильтру
имена файлов, Вы не получите того результата, который ожидаете.
Давайте рассмотрим несколько примеров. Команда UNIX wc - это фильтр.
Мы можем вызывать ее как "wc file1 file2 file3", чтобы она подсчитала
слова в трех файлах. Что было бы, если бы мы сказали: "ls file1 file2
file3 | wc" ? Wc подсчитала бы сумму символов, которые выдала бы ls.
В данном случае в строке file1, file2, и file3 - 15 символов. Как нам
получить реальные файловые данные, а не имена файлов в wc? Изменяя
способ, которым мы вызываем wc:

cat file1 file2 file3 | wс

Путем предварительного соединения файлов, данные передаются на
вход wc, и wc суммирует подсчитанные суммы символов, содержимого
файлов. Та же самая концепция применима для всех команд фильтров. Еще
одной подобной командой является awk. Мы можем сказать "awk file", и
команда прочитает содержимое файла, или "cat file | awk", и получим
такой же результат. Мы не можем использовать синтаксис "ls file | awk",
т.к. awk выполняет свою программу только над символами в имени
"file".


Недостатки/особенности программирования на языке shell

В этом разделе мы рассмотрим некоторые недочеты языка shell. До
конца пока не ясно, почему проявляются эти дефекты или особенности.
Так уж shell работает и такой уж он на самом деле.


Программа для перенаправления ошибки

1 :
2 # @(#) перенаправление ошибочного значения переменной в цикл,
присоединенный к программному каналу
3
4 N=1
5 echo "начальное значение N = $N"
6
7 echo "1n2n3" | while read LINE
8 do
9 N=2
10 echo "значение в цикле N = $N"
11 done
12
13 echo "конечное значение N = $N"

Программа показывает, что различные присвоения, сделанные в до-
черних языках shell, не распространяются на их родителей. Строка 4
присваивает N начальное значени 1. Затем значение N отображается в
строке 5 для проверки. Вся хитрость этой программы заключена в строке
5. Мы отправляем символы "1 новая строка 2 новая строка 3" в прог-
раммный канал и даем это на вход циклу while. Таким образом, мы
заставляем цикл выполнить три итерации. Присоединяя вывод к программ-
ному каналу, мы создаем дочерний shell, чтобы выполнить цикл while.
Внутри цикла while мы изменяем значение N и печатаем его для провер-
ки.
В конце цикла мы печатаем окончательное значение N. Оно больше
не равно 2 как это было внутри цикла, а равно 1, как это было после
первого присвоения. Ниже представлен пример прогона этой программы.

$ redir
начально значение N = 1
значение в цикле N = 2
значение в цикле N = 2
значение в цикле N = 2
конечное значени N = 1

Это показывает, что значение переменной передается вниз дочернему
языку shell, но изменения в дочернем shell не передаются родительско-
му.


Некорректный код возврата

Откуда shell знает, являются ли корректными те или иные коды
возврата? На это сложно ответить. Иногда оказывается, что код
ошибочен, когда ошибку содержит ваша программа.

Например:

1 :
2 # @(#) ошибка кода возврата
3
4 echo "Введите команду : с"
5 read CMD
6
7 eval $CMD
8 echo "$? = $?"
9
10 if [ $? -eq 0 ]
11 then echo хороший выход - $?
12 else echo плохой выход - $?
13 fi

Программа начинается с того, что в строке 4 Вам выдается
подсказка для введения команды. Команда читается, строка 7 оценивает
не требуются ли ей дополнительные переменные и выполняет ее. Помните,
что нам нужно оценить параметр в том случае, если кто-нибудь сказал
что-то типа "echo $HOME". Если команды eval нет, то печатается

- 16 -
литеральная строка $HOME. После команды eval печатается
действительное значение $HOME. Так что нам приходится использовать
команду eval в этой ситуации. После того как команла выполнена строка
печатает статус выхода, ссылаясь на $?. Это совершенно нормально.
Строка 10 затем использует тестовую команду, чтобы программа
разветвилась в зависимости от кода возврата. Это и есть то место, где
ошибка. Величина, которую видит тестовая команда не совпадает с той,
которую печатает эхо.

$ status
введите команду: ls -z
ls : illegal option --z
usage : -1ACFRabcdfglmnopqrstux [files]
$? = 2
хороший выход - 0

Это показывает, что ls запустили в ошибочном режиме. Ls
напечатал свое сообщение об ошибке и возвратил код возврата равный 2.
Однако тестовая команда видит $? как значение 0 и выбирает ветвь
истина. Можете ли вы найти ошибку в строке 8 программы ? Это хорошая
нота для окончания раздела об ошибках.


Хитрости редактора Vi

Одна из самых замечательных особенностей UNIX - это возможность
выйти из програм так, чтобы Вы могли запускать другие команды вне
языка shell. Это было разработано внутри UNIX и является простым и
мощным средством. Использование некоторых приемов, описанных ниже мо-
жет сделать разработку программы более простой и быстрой.


Возвращение в shell

Возвращение в shell - очень полезная возможность в редакторе vi.
Вы можете записать Вашу программу в редакторе, выйти из него,
запустить программу, вернуться назад в редактор и т.д. Этот цикл
редактирование - трансляция - проверка может быть выполнен из
редактора. С этими возможностями входа и выхода из редактора Вы
можете закончить сеанс работы без реального уничтожения редактора.
Редактор vi также является редактором ex. Vi - это визуальная
часть ex. Следовательно, Вы можете выйти в shell двумя путями.
Первый - используя переменную sh, которая установлена в
редакторе ex. Вы можете набрать

: sh

пока вы в vi или просто "sh", если Вы в ex. Редактор прямо покидает
shell, который Вы определили в переменной sh. Откуда редактор знает
какой shell Вы запускаете? Это можно определить по регистрационной
переменной окружения языка shell. Если Ваш shell - /bin/sh, а Вы хо-
тите запустить /bin/shV, Вы можете переустановить значение переменной,
напечатав ":set sh=/bin/shV"

Другой способ выхода из vi - это с использованием синтаксиса:

:!sh

где "sh" дает Вам shell (/bin/sh). Обратите внимание, что происходит.
Вы запускаете shell (запускаемый по :!), которому дана команда
запустить shell (:!sh). Когда Вы, наконец, запукаете этот shell,
получается, что у Вас запущен лишний shell. Это очень наглядно
представлено в листинге ps, приведенном ниже

- 17 -

UID PID PPID C STIME TTY TIME COMMAND
russ 35 1 0 Jul 5 co 0:50 -shv
russ 1233 35 0 04:30:15 co 0:57 vi file
russ 1237 1233 0 04:43:13 co 0:01 sh -c sh
russ 1238 1237 0 04:43:15 co 0:02 sh

В третьей строке все сказано. Из vi вы запустили shell с опцией
-с для запуска языка shell . Это бесполезная трата целого shell! А
если использовать указанный выше синтаксис или просто ":sh", то такая
ситуация не возникнет.


Поддержка Escape

Кроме того, что редактор vi можно покинуть по Esc, он
поддерживает некоторые другие возможности для выхода. Обладая
различными возможностями выхода, инструментальные средства могут
выполнять для Вас большую часть работы. Первый вариант синтаксиса -
":!cmd", который является префиксом для запуска любой команды вне
редактора. В этом случае команда может быть любой командой раздела
(1).
Второй вариант синтаксиса - это ":!!". Это означает выйти (:!) и
использовать последнюю командную строку как аргумент для запуска в
новом языке shell. Например, если мы сказали: ":!ls", потом ":!!",
:ls будет запущена опять. Второй ! ссылается ко всей предыдущей ко-
мандной строке.
Третий вариант синтаксиса - это ":!%". Это означает выйти (:!) и
запустить команду, имя которой является именем этого файла (%). Когда
вы нажимаете возврат каретки, % - замещается именем файла, что очень
удобно при редактировании командных файлов. Вы можете сделать
что-нибудь типа:

$ vi tool
. . . edit . . .
:w

Вы вызываете vi с именем файла, так что vi запоминает имя
"tool" в своем буфере. Вы можете изменить что-то прямо тут в
редакторе, записать изменения на диск, затем запустить новую копию
файла. Редактор заполняет файл с именем "tool" и запускает его. Когда
Вы выходите из исполняемого файла "tool", Вы попадаете назад в
редактор, готовые внести изменения в текст и запустить программу
снова.
Одна из хороших последовательностей - это отредактировать файл,
сделать изменения, записать их, запустить файл, используя %, внести
изменения еще раз, перезапустить программу, напечатав :!!, что
перезапускает последнюю команду escape, :!% . Таким образом цикл
выходов и запусков программы образует три нажатия клавиатуры, :!!.
Мы даже можем использовать эту возможность для компиляции
программ на С. Если у нас есть командный файл, который называется
"cg" (генератор компиляции) мы можем проще использовать vi:

F = 'echo $ 1 | sed -e "s/^(.*).c$/1"'
cc $1 -o $F

Потом мы можем выполнить последовательность такого типа:

$ vi test.c
...edit...
:!cg %

или то же самое короче

- 18 -

: !cg test.c

и заканчивается созданием исполняемого модуля "test".


Макросы

Другая возможность vi, которая поддерживает простой выход, - это
механизм макросов. Хотя главным образом макросы нужны для того, чтобы
можно было помещать команды редактирования в именованные регистры,
которые часто используются. Таким образом вместо того, чтобы
использовать синтаксис опять и опять, Вы просто используете макрос.
Ниже приведен пример макроподстановки:

i
s/^[^ ]*/ [^ ]*/
"add
@a

Сначала нужно перейти в режим вставки, чтобы мы могли поместить
команду в наш файл редактора. Мы печатаем команду подстановки и
нажимаем ESC, чтобы закончить работу в режиме вставки. Команда
подстановки говорит "В строках, которые начинаются с непустого
символа, за которым следуют один или несколько символов такого же
типа, поставить пробел перед непустой последовательностью символов".
Далее мы печатаем "add", где "а" обозначает именованный регистр a и
dd обозначает переместить строку в буфер. Теперь строка подстановки
находится в буфере а. Чтобы ее выполнить мы просто напечатаем @a в
командном режиме vi.

Чтобы выйти мы можем выполнить ту же последовательность
действий, но поместить команду типа

:!ps -ef

в редактор и переписать ее в буфер. Потом, когда мы говорим @a, мы
входим в shell и запускаем команду ps. Команды такого типа можно
помещать в именованные буферы от a-z.

Последний способ использования макросов для поддержки выхода - это
через команду map. Эта команда есть в ex и адресуется предшествующим
двоеточием : из vi. Синтаксис для команды map выглядит так:

:map lhs rhs

Это устанавливает отображение левой стороны на правую сторону.
Пример присвоения выглядит так:

:map w :!who^M

Теперь каждый раз, когда Вы печатаете w, будет выполняться
действие выхода через ex, печататься команда who, потом печататься
возврат каретки, который отправляет всю эту последовательность на
выполнение. Все это по одному нажатию клавиатуры.
Самое смешное начинается, когда Ваш терминал имеет
функциональные клавиши. Vi обращается к функциональным клавишам по #0
-#9. Теперь мы можем зарезервировать функциональные клавиши для
команд выхода. Простое присвоение будет:

:map #1 :!ps -ef^

Каждый раз, когда Вы нажимаете функциональную клавишу F1,

- 19 -
запускается команда ps -ef.


Команда "One-Liners" - крошечная, но мощная

Следующий список - это подборка обычных команд, использованных
таким образом, чтобы получить мощный эффект. Как мастер военного
искусства, который убивает голыми руками, мастер UNIX часто может
сложить вместе несколько обычных команд и достичь колоссального
эффекта. Некоторые строки, которые будут представлены ниже, можно
встретить в других местах этой книги, но они приводятся здесь
повторно для облегчения поиска.
Строки группируются в соответствии с командой, которая является
ключевой в данной строке, однако, иногда сложно выделить такую
команду как, например, в случае программного канала, когда Вы с двух
сторон имеете важные команды. Заметьте, что некоторые из этих команд
являются стандартными командами UNIX, в то время как другие - это
командные файлы и программы, представленные ранее в этой книге.


ACCTCOM

* прочитать всю Вашу учетную информацию, начиная с последней команды.

acctcom -b -u$LOGNAME

* показать все учетные записи, запущенные с Вашего терминала и того,
который запущен как суперпользователь

acctcom -u# -l'tty'


BANNER

* напечатать сообщение на трех строках

banner "line 1" "line2" "line3"

* напечатать день недели и дату на одной строке, время на другой

banner "'date|cut -d' ' -f1,3'" "'date|cut -d''-f4'"

* послать сообщение на экран другого пользователя

banner "Привет" "там" > /dev/tty01


BASENAME

* очистить путь

echo "Я за устройством 'basename'tty' ' ''


BC

* передать формулу на вход команде bc, которая должна выполнить
умножение и присвоит результат PROD

PROD = 'echo $NUM1 * $NUM2 | bc'


CAT

- 20 -

* передать символы с клавиатуры в файл

cat > file (печатать пока не встретится символ ^D
для прекращения чтения)

* получить ввод из конструкции "документ здесь"
cat << -!
Это образец текста, который печатается на экране !


CC

* множественная компиляция в фоновом режиме из одной командной
строки

cc file1.c & cc file2 & cc file3.c &


CD

* перейти в каталаг, в котором находится файл

cd 'имя директория'путь файл''

* перейти в каталог, который записан в переменной

DESTINATION="/usr/bin"
cd $DESTINATION

* перейти в каталог, записанный в файле

cd 'cat dest_file'


CHMOD

* включить бит исполнения файла

chmod +x file

* включить бит смены идентификатора пользователя и разрешить
всем выполнение файла

chmod 4755 file

* установить бит sticky во включенное состояние

chmod 1755 file


CHOWN

* установить себя владельцем файла

chown $LOGMAME files

* то же самое другим способом

chown 'who am i| cut -d' '-f1' files

* изменить право собственности для дерева


- 21 -
cd dest
find . -print | sort | while read FILE
do
chown russ $FILE
done


CP

* скопировать три уровня файлов в один вкаталог /tmp
cp */*/* /tmp

* то же самое другим способом
cp 'find . -type f -print' /tmp

* переключить пользовательское предложение
cp -z


CPIO

* переместить дерево системы файлов в новое местоположение
cd $SRC
find .-print | sort | cpio -pdv $DEST

* скопировать дерево системы файлов на гибкий диск
cd $HOME
find .-print | sort | cpio -ocBv > /dev/rfd0

* восстановить копию на стримере
cd $DEST
cpio -icBvt < /dev/rfd0

* выполнить "ls -l" на копии стримера
cpio -icBvt < /dev/rfd0


CRON

* запустите Ваш генератор сообщений о статусе каждый четверг
в 6:00 a.m.
0 6 * * 4 /usr/russ/bin/status_msg

* chmod на файл паролей

* * * * * /bin/su root -c "chmod 777 /etc/passwd"

CU

* непосредственно обратиться последовательному порту на скорости
1200 бод

cu -ltty00 dir

* непосредственно обратиться к последовательному порту на скорости
9600 бод

cu -ltty00 -s9600 dir

* автоматически вызвать другую систему, используя комбинацию
dial/modem

cu -acua0 555-1212

- 22 -


CUT

* отсечь первое поле из файла passwd

cut -d: -f1 /etc/passwd

* отсечь имя из листинга команды who

who | cut -d' ' -f1
who | awk '{print $1}


DD

* полная гибкая копия дорожка за дорожкой

dd if = /dev/fd0 of=/dev/fd1


DOS

* скопировать все файлы данного каталога на дискету DOS

doscp * a:

* скопировать все файлы с дискеты DOS в данный каталог
dosls a: > /tmp/dosf
for FILE in 'cat /tmp/dosf'
do
doscp a:$FILE
done


DU

* выдать общее количество блоков для всех каталогов в /

du -s /*

* напечатать количество использованного места в каталоге
каждого пользователя

echo "total bytes: 'expr'du -s $1' * 512'"


ECHO

* напечатать значение переменной shell'а
echo $PATH $CDPATH

* напечатать вывод вперемешку с обычным текстом

echo " Мое имя $LOGNAME или
'logname' или 'who am i|cut -d' ' -f1'"

* напечатать символы упраления в кавычках и без

echo "nt Это записано в кавычках"
echo \n\t Это записано без кавычек

* напечатать и оставить курсор в конце той же строки

- 23 -

echo -n "prompt: "
echo "prompt: c"


ED

* запустить ed автоматичски с конструкцией
"документ здесь"

ed /etc/passwd <<-!
1,$p
g/root/s//noroot
w
q
!


EXPR

* умножить два числа
expr 512 * 1024

* увеличить переменную на предопределенное значение

x = 0; INC = 5
X='expr $X + $INC'


FILE

* найти все текстовые файлы
file * | fgrep text

* напечатать имена только текстовых файлов
file * | fgrep text | cut -d: -f1

* more все текстовые файлы
more 'file * | fgrep text | cut -d: -f1'


FIND

* найти все файлы в системе
find / -print | sort

* найти все файлы и распечатать список в формате long
find / -exec ls -ld {} ;

* напечатать имена всех регулярных файлов
find / -type f print

* найдите все каталоги и распечатайте содержимое
find / -type d print | while read DIR
do
echo "listing $DIR"
ls $DIR
done

* найдите все файлы, которые были модифицированы в последние
24 часа и распечатайте их список в формате long
find / -atime -0 -exec ls -ld {} ;


- 24 -
* найдите все файлы setuid и setgid
find / -perm -4000 -o -perm -2000 -exec ls -ld {} ;


FINGER

* укажите всех пользователей, вышедших из системы
finger 'who | cut -d' ' -f1'

* укажите всех пользователей в файле passwd
cut -d: -f1 /etc/passwd | while read NAME
do
finger $NAME
done


GREP

* найти случаи употребления шестнадцатиричных чисел в файле
данных
od -x datafile | grep 'A3F09'

* найти свое имя в системе
find / -type f print | while read FILE
do
grep "russ" $FILE /dev/null
done


HEAD

* озаглавьте все текстовые файлы в текущем каталоге
file * | fgrep text | cut -d: -f1 | while read FILE
do
echo "--------"
echo "$FILE"
echo "--------"
head "$FILE"

ID

* определить, кто в данный момент является суперпользователем
if [ "'id'" = "uid=0(root) gid=0(root)" ]
then echo "you are root"
fi

* то же самое другим способом
if id | fgrep root > /dev/null
then echo "you are root"
fi

KILL

* уничтожьте себя (выгрузите)
kill -9 0
kill -9 $$

* завершите работу системы
kill -1 1

* уничтожьте последний процесс, запущенный в фоновом режиме
kill -9 $!


- 25 -
* уничтожьте процесс, идентификатор которого находится в файле
kill -9 'cat idfile'


LINE

* взять строку с терминала
LINE='line < /dev/tty'

* взять строку из стандартного ввода
cat datafile | while LINE = 'line'
do
echo $LINE
done


LOGIN

* перейти из сгенерированной подсказки login ???

login: ^d
login:

* получить некоторую внутреннюю информацию
(программа strings - это BSD)

strings /bin/login | more


LOGNAME

* напечатать информацию о своем пароле
grep '^'logname ':' /etc/passwd

* получить информацию о своем процессе
ps -fu 'logname'


LS

* выдать список скрытых файлов
ls -ad .*

* выдать размер файла в байтах
ls -l file

* выдать размер файла в блоках
ls -s file

* выдать информацию о правах доступа по записи всех
зарегестрировавшихся в системе
ls -li 'who |sed "s/^[^ ]* *([^ ]*) .*$//dev/1/p"'

* получить помощь по испоьзованию команды
ls -z

* выдать список только каталогов
ls -al |grep "^d"


MAIL

* послать почту всем пользователям

- 26 -
cut -d: -f1 |while read USER
do
echo "mailing to $USER"
mail $USER
done

* послать почту из файла
mail russ < /etc/passwd

* послать почту из программного канала
echo "Это текст почты" | mail russ


MORE

* напечатать все файлы текущего каталога
more *

* напечатать 10 строк за раз
more -10 file
cat file | more -10


MKDIR

* опуститься на максимальную глубину
while :
do
mkdir x
cd x
done

* то же самое другим способом
PATH="x"
while :
do
mkdir $PATH
PATH="$PATH/x"
done


NCHECK

* найти все файлы, присоединенные к vi
ls -li /bin/vi
40 -rwwx--x--t 1109344 Feb 14 1985 /bin/vi
ncheck -i 40 /dev/root

* найти все файлы установки идентификатора пользователя
ncheck -s


NM

* посмотреть символьные таблицы всех nonstripped
исполняемых файлов

nm 'file *| grep "not stripped"|sed "s/^(.*):.*$/1/"


OD

* посмотреть символы в именах файлов в текущем каталоге

- 27 -
od -c .

* напечатать значение функциональных клавиш, комбинаций
клавиш, и.т.д.

od -cb (нажмите комбинацию клавиш)

^d (печатает строку)
(нажмите что-нибудь еще)
^d (печатает следующую строку)
^d (выыходит из od)

* сделать дамп копии на стримере
od -c /dev/rfd0

* сделать дамп файловой системы
od -c /dev/root


PASSWD

* как суперпользователь Вы можете установить в качестве пароля
любую строку

# passwd russ
Changing password for russ
(Изменение пароля для russ)
Enter new password (minimum of 5 characters)
(Введите новый пароль (минимум 5 символов))
Please use combination of upper, lowercase letters
and numbers
(Просьба использовать комбинации чисел и букв в
верхнем и нижнем регистрах)
New password: junk
(Новый пароль: junk)
Re-enter new password: junk
(Новый пароль: junk)
#

* как обычный пользователь Вы должны будете вводить пароль с учетом
количественных ограничений и ограничений по длине

$ passwd russ
Changing password for russ
(Изменение пароля для russ)
Enter new password (minimum of 5 characters)
(Введите новый пароль (минимум 5 символов))
Please use combination of upper, lowercase letters
and numbers
(Просьба использовать комбинации чисел и букв в
верхнем и нижнем регистрах)
New password: junk
(Новый пароль: junk)
Too short. Password unchanged.
(Слишком короткий. Пароль не изменен)
$


PR

* вывести многоколоночный список имен файлов
ls $@ | pr -5t
* напечатать файлы из списка

- 28 -
pr 'find . -name "*.c" -print | sort'


PS

* напечатать полную информацию обо всех активных процессах
ps -aef

* напечатать информацию обо всех процессах, управляемых
Вашим терминалом
ps -f

* напечатать информацию о процессах, связанных с терминалом tty00
ps -ft00

* напечатать информацию о процессах, связанных с пользователем russ
ps -furuss

* BSD синтаксис для печати всех процессов
ps -aux

* BSD синтаксис для печати всех процессов, связанных с
терминальным устройством
ps -xut00


PWD

* сохранить текущий рабочий каталог
PWD='pwd'

* вернуться в ранее сохраненный рабочий каталог
cd $PWD


RM

* удалить все файлы, кроме каталогов с файлами
rm *

* удалить пустые каталоги
rmdir dirs

* удалить каталоги, имеющие файлы
rm -r dirs

* удалить все файлы в режиме, когда система не будет
задавать никаких вопросов
rm -rf *

* удалить каждый файл в системе по отдельности
rm -rf /





SH

* прочитать список поэлементно

for ELEMENT in 'cat /etc/motd'
do

- 29 -
echo $ELEMENT
done


* прочитать список построчно
cat /etc/motd | while read LINE
do
echo $LINE
done

* цикл пока - навсегда (while-forever)
while :
do
echo $PS1
read CMD
case $CMD in
"") break;;
esac
done

* управляемый цикл while
read CMD
while [ "$CMD" != ""]
do
case $CMD in
user-cmd) do_it;;
esac
echo $PS1
read CMD
done

* переполнениие тестового стека при обработке
прерывания
trap "echo trapping; kill $$" 2 3 15

* выгрузка из языка shell несколькими способами

exit
eof character (usually control -d)
kill -9 0
kill -9 $$


STTY
* посмотрите все свои установки
stty -a

* посмотрите терминальные установки
другого терминала
stty -a < /dev/tty01

* установить передачу бод на другую скорость для
другого терминала
stty 300 < /dev/tty01

* динамически установить control-A как клавишу
прерывания
stty intr ^a

* включить эхо-сопровождение терминала
stty -echo



- 30 -
SU

* тестовый цикл для уничтожения легких паролей

awk '{FS =":"; print $1,$5} '/etc/passwd|while read N C
do
echo "n$Nt$C"
su $N
done


TAIL

* проследить в реальном времени запись транзакций файла
входа в систему (logfile) uucp

tail -f /usr/spool/uucp/LOGFILE

* посмотреть последнюю строку файла
tail -1 file

* посмотреть последние 10 символов переменной
echo "$VAR" | tail -10c

TAR

* сделать копии файлов в Вашем home-каталоге не разрывая файл, но
формируя копии на куски по 1200 блоков
cd
tar cvefbk /dev/rfd0 10 1200 .

* выполнить команду "ls-l" для копий файлов
tar tvf /dev/rfd0

* восстановить копии файлов
cd $DEST
tar xvf /dev/rfd0

* скопировать файлы в tar , отсортировав их
tar cvfk /dev/rfd0 1200 'find . -print | sort'


TEE

* отправьте свой вывод на экран другого терминала
sh | tee /dev/tty01

* захватите вывод других команд
fsck /dev/root | tee capture
cu -ltty00 dir | tee capture


TEST

* проверьте эквивалентность двух строк
test "$S1" = "$S2"

* проверьте эквивалентность двух чисел
test "$N1" -eq "$N2"

* то же самое другим способом
(заметьте что /bin/[присоединен к /bin/test)


- 31 -
[ "$S1" = "$S2" ]
[ "$N1" -eq "$N2" ]


TOUCH

* сделайте текущим доступ и измените время всех файлов в Вашем
home каталоге

find $HOME -exec touch {} ;
find $HOME -print | while read FILE
do
touch $FILE
done


TTY

* показать права доступа по записи на Вашем терминале
ls -l 'tty'

* включить и отключить доступ пользователей к Вашему терминалу
chmod 666 'tty'
chmod 600 'tty'


UUCP

* скопировать имена всех файлов в файл в общедоступный каталог на
другой системе

for FILE in 'cat datafile'
do
echo "копирование $FILE"
uucp $FILE sys! ~/user
done

* поставить файл в очередь, не инициировать вызов, взять файл из
Вашего первоначального каталога, не копирровать его в spool
каталог.
uucp -r -c file sys!/tmp


VI

* выполните текущую строку как команду языка shell
:.w !sh -

* то же самое другим способом, используя макрос
"ayy
@a

* выйти непосредственно в shell
:sh

* скомпилировать текущий файл
:!sh

* запустить имя текущего файла как комаду языка shell
:!cc %

* запустить еще раз последнюю команду
:!%

- 32 -

* запустить команду и поместить ввывод на текущую
строку (переписать)
:.!who am i

* запустить команду и поместить ввывод на новую строку
:.r !who am i
:r !who am i

* отредактировать файл, который находится где-то в
системе
:e 'path termcap'

* поместить long листинг файла, который находится
где-то в файле редактора
:.!ls -l 'path init'


WC

* печатает количество человек, зарегистрированных в системе
echo "Всего 'who | wc -l' человек вошло в систему"

* печатает количество сторк во всех исходных файлах
find /usr/src -name "*.c" -exec cat {} ; | wc -l


WHO

* печатает количество и имена зарегистрированных
пользователей
who | awk '{ print "user:",$1,"tdevice:",$2
cnt = cnt + 1
} END { print cnt,"пользователи, вышедшие из системы"}'

* печатает
who | while read NAME TTY TIME
do
echo "пользователь: $NAME tty: $TTY time: $TIME
done


* ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Переменные среды выполнения *



Некоторые переменные среды являются зарезервированными словами,
которые использует интерпретатор shell. Их значения устанавливаются,
когда вы регистрируетесь в системе. Другие переменные используются
различными другими частями системы UNIX. Имея под рукой полный спи-
сок, вы можете убедиться, что все необходимые переменные определены.
Имена переменных могут варьироваться в System V, BSD и XENIX. Здесь
приведены имена для System V.
Эти shell-переменные являются частью среды вашего регистрацион-
ного интерпретатора shell. Они хранятся в виде символьных строк, и
если уж они установлены, от них нельзя избавиться. Только переуста-
новка их значений на пустые строки может исключить их присутствие.
Когда меняются значения переменных, новые значения локальны для теку-
щего интерпретатора shell до тех пор, пока они не будут экспортирова-
ны.


CDPATH Строка поиска, определяющая, куда вы можете
перейти с помощью команды cd

HOME Место хранения ваших файлов в системном дереве

IFS Внутренний разделитель полей, который определяет
символы, разделяющие слова между собой

LOGNAME Ваше регистрационное имя, определенное в /etc/passwd

MAIL Определяет местонахождение вашего почтового ящика,
чтобы вас можно было оповестить о поступлении вам
новой почты

PATH Определяет порядок и имена каталогов для поиска
исполняемых модулей

PS1 Главная строка подсказки, которая отображается
в качестве вашего обычного приглашения

PS2 Вторичная строка подсказки, которая отображается,
когда интерпретатору shell нужен дополнительный ввод

TERM Строка, определяющая ваш тип терминала

TERMCAP Устанавливается либо на файл описания терминала,
либо на запись этого файла

TZ Зона времени, понимаемая так, как описано в ctime(3)

SHELL Имя shell-интерпретатора, который вы запускаете

EXINIT Строка инициализации для редактора ex




ПРИЛОЖЕНИЕ 2



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ИНТЕРПРЕТАТОРА SHELL


Shell выполняет определенную последовательность действий по ин-
терпретации команд для каждой прочитанной им строки. Зная эту после-
довательность, вы можете изолировать многие проблемы на соответствую-
щем уровне. Иногда на определенном шаге этой последовательности могут
появиться странные вхождения символов. Поэтому важно знать, когда из-
меняются значения переменных.
Один из примеров относится к раскрытию имени файла и символу
звездочки. Shell НЕ раскрывает метасимволы во время присвоения значе-
ний. Оператор F=* означает в действительности, что переменной F прис-
ваивается один символ. Когда выполняется шаг 7 последовательности
действий, звездочка раскрывается как метасимвол имени файла, превра-
щаясь во все имена файлов в текущем каталоге. Это можно продемонстри-
ровать на примере команды "echo $F". Для того чтобы сохранить лите-
ральное значение звездочки, вам нужно экранировать ее, что защитит ее
от шага 7. Получается команда echo "$F". А для того чтобы вообще по-
давить значение переменной F, вам следует исключить шаг 3 - подста-
новку параметров. Указывая команду echo '$F', вы печатаете буквы $F,
а не значение переменной F.
Действия выполняются в таком порядке:

1. Чтение входа и синтаксический разбор
2. Словесное сопровождение разбора
3. Подстановка параметров
4. Подстановка команд
5. Переназначение ввода-вывода
6. Обработка внутренних разделителей полей
7. Раскрытие имени файла
8. Трассировка выполнения
9. Обработка переменных среды
10. Выполнение команды

Далее эти шаги рассматриваются более подробно. Когда вы програм-
мируете на языке shell, попытайтесь представить себе, какой шаг вы
используете для каждой строки текста программы. Возможно, вы путаете
два-три шага между собой. Зная порядок шагов, вы можете проще опреде-
лять эффект от действия ваших команд и сокращать число возможных оши-
бок.

1. Командная строка или логическая конструкция читается с терми-
нала или из файла данных. Чтение останавливается при обнаружении сле-
дующих символов: точки с запятой (;), символа фоновой задачи (&), ло-
гического и (&&), логического или (||) либо символа новой строки
(n). Выполняется разбор введенных данных на слова с учетом пробелов
и табуляций.

2. Если в текущем интерпретаторе shell установлен флаг многос-
ловности (-v), то прочитанная строка отображается на стандартное уст-
ройство регистрации ошибок.

3. Выполняется подстановка параметров. Сюда входит подстановка
позиционных параметров, подстановка переменных и подстановка специ-
альных выражений. Параметры всегда имеют префикс в виде денежного
знака ($).

4. Выполняется подстановка команд. Это относится ко всем коман-
дам, взятым в символы ударения (`). Такая команда вычисляется и вы-
полняется, а результирующий текст заменяет исходное выражение в пол-
ной командной строке. Выполняемая команда может содержать
последовательные команды, конвейеры или команды, сгруппированные в
скобках. Любые лишние пробелы, табуляции или символы новой строки,
появившиеся в результате выполнения команды, впоследствии удаляются
при обработке внутренних разделителей полей. Если нужно сохранить эти
лишние символы, примените двойные кавычки вокруг всего выражения.

5. Проверяется переназначение ввода-вывода. Если таковое имеет-
ся, исходный дескриптор файла (0, 1 или 2) закрывается, а затем отк-
рывается повторно с новым значением. Вновь открытый дескриптор файла
занимает в файловом вводе-выводе то же место, что и закрытый файловый
дескриптор. Символы переназначения удаляются из командной строки.

6. Поскольку командная строка могла измениться по сравнению со
своим исходным состоянием в результате подстановок, она вновь разби-
рается на слова с учетом переменной среды IFS. Эта переменная содер-
жит разделители между полями, которые отделяют слова друг от друга в
командной строке. Каждый символ командной строки, который занесен в
IFS, заменяется на пробел, чтобы разграничить слова. Все неэкраниро-
ванные пробелы, табуляции, символы новой строки и нулевые аргументы
удаляются из командной строки. Все экранированные значения переменных
защищены от разбора, выполняемого в соответствии с IFS. Для того что-
бы увидеть значение IFS, введите такой конвейер команд:

echo "<$IFS>" | od -bc

7. Далее shell ищет все слова, для которых требуется раскрытие
имени файла (метасимвола). Делается попытка сопоставить образец с
файлами текущего каталога. Если подходящие файлы найдены, они заменя-
ют выражение в командной строке. Если соответствия не обнаружено, ме-
тасимволы остаются в этом выражении. Все присвоения переменным защи-
щены от раскрытия метасимволов. Типичным примером является команда
"ls z*". Если имена каких-либо файлов начинаются с буквы z, эти имена
перечисляются. В противном случае печатается сообщение "z* not
found".

8. Если установлен флаг трассировки выполнения (-x), то команд-
ная строка отображается на стандартное устройство регистрации ошибок
перед тем, как она будет фактически выполнена. Если это командная
строка, то она выводится с префиксом "+", если же это просто присвое-
ние значения переменной, префикса нет.

9. На этом шаге всем переменным присваиваются значения, затем в
соответствии с переменной среды PATH ищется местонахождение команды.
Присвоение значений переменным происходит справа налево вдоль команд-
ной строки. Поиск по переменной PATH, наоборот, происходит слева нап-
раво. Если имя найдено, то полное маршрутное имя заменяет вызов ко-
манды в командной строке. Если переменная PATH имеет пустое значение,
подразумевается текущий каталог. Если в каком-либо месте исходного
имени команды имеется косая черта (/), то переменная PATH не просмат-
ривается, а считается, что указано полное маршрутное имя.

10. Наконец, команда выполняется. Если это встроенная команда,
текущий shell отрабатывает ее. В противном случае делается попытка
загрузить команду в память, как если бы это была скомпилированная
программа. Если эта попытка успешна, команда выполняется посредством
системного вызова exec(2). Если загрузка команды не удалась, то счи-
тается, что это командный файл еще одного интерпретатора shell, и по-
рождаемый shell читает этот командный файл в качестве своих данных.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3


СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ SHELL-ПЕРЕМЕННЫХ

Приведенные здесь символы рассматриваются shell-переменными как
специальные, так как они означают завершение слова. Для того чтобы
использовать символ в его обычном значении, а не в качестве специаль-
ной функции, нужно экранировать его обратной косой чертой () или
взять в одинарные кавычки.

b Пробел: код 20 (шестнадцатеричный), ограничитель слов

n Символ новой строки: ^j, код A (шестнадцатеричный),
ограничитель слов

t Табуляция: ^i, код 9, ограничитель слов

; Точка с запятой: завершает программный конвейер

( Левая скобка: ограничивает подчиненный shell

) Правая скобка: ограничивает подчиненный shell

| Вертикальная черта, или символ программного конвейера:
разделяет команды

^ Стрелка вверх, знак вставки: старый символ,
используемый в качестве |

> Правая угловая скобка (знак больше): переназначает
стандартный вывод

< Левая угловая скобка (знак меньше): переназначает
стандартный ввод

& Амперсанд: вызывает асинхронное (фоновое) выполнение

{ Левая фигурная скобка: очерчивает слово для
первоначального разбора слова

} Правая фигурная скобка: завершает знак очерчивания
слова




ПРИЛОЖЕНИЕ 4


СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ SHELL-ОПЕРАТОРОВ

Эти символы встречаются в синтаксисе операторов языка shell. Их
следует рассматривать как зарезервированные. Отдельные символы могут
использоваться по-разному. Например, символ # является комментарием в
операторе, а также может быть параметром, как в записи $#, означающей
количество аргументов в командной строке.

&& Двойной амперсанд: выполнить список, если программный
конвейер отработал успешно

|| Двойная вертикальная черта: выполнить список в случае
неудачи программного конвейера

` Знак ударения: перехватить стандартный вывод в команде

* При использовании в качестве параметра соответствует
всем позиционным параметрам; является также символом
генерации имен файлов, соответствующим любой строке

# Комментарий до конца строки; соответствует также
количеству позиционных параметров в командной строке

? При использовании в качестве параметра соответствует
статусу завершения последней синхронно выполненной
команды; используется также при генерации имен файлов
и означает при этом любой одинарный символ

- Обозначает флаги, влияющие на функционирование
интерпретатора shell

$ Вводит заменяемые параметры; соответствует также
идентификатору процесса

! При использовании в качестве параметра соответствует
идентификатору процесса последнего фонового задания;
применяется также в команде проверки, где означает "не"

" Двойная кавычка: окаймляет символы и разрешает
производить подстановку параметров

' Одинарная кавычка: окаймляет символы, но запрещает
подстановку параметров

Обратная наклонная черта: экранирует одиночный символ,
чтобы снять его специальное значение

[] Альтернативное использование для вызова команды
проверки. Применяется также при генерации имен файлов,
означая при этом диапазон символов

@ Соответствует каждому позиционному параметру
командной строки

>> Дополнить стандартный вывод

<< Переназначить стандартный ввод на вводимые строки
текста

& Используется как символ фонового процесса;
соответствует также "файловому дескриптору",
если используется в переадресации




ПРИЛОЖЕНИЕ 5



ВСТРОЕННЫЕ ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА SHELL


Перечисленные ниже команды употребляются в программах на языке
shell. Здесь имеется в виду System V Bourne shell.
В System V.2 - более новой версии System V - интерпретатор shell
имеет некоторые дополнительные команды, перечисленные в отдельном
списке.
Имеется также интерпретатор ksh (фактически это улучшенный
Bourne shell), обладающий возможностями командных строк, характерными
для csh (Си-shell). Интерпретатор ksh здесь не рассматривается.
ПРИМЕЧАНИЕ. Не позволяйте команде exec сбить вас с толку. Это не
то же самое, что команда exec(2). Данная команда exec обрабатывается
интерпретаторм shell, а exec(2) является системным вызовом.


КОМАНДЫ System V Bourne Shell

. Точка: запустить данную команду из текущего
интерпретатора shell, а не из порождаемого

: Двоеточие: ничего не делать, а только возвратить
успешный статус (0)

{} Фигурные скобки: запустить последовательный список
команд

break Оборвать следующую итерацию текущего цикла

case Многократный выбор if-then-else

cd Сменить каталог

continue Перейти на следующую итерацию цикла for, while
или until

eval Выполнить еще раз этап подстановки переменных

exec Выполнить команду с аргументами, перекрывая
текущий shell

exit Остановить выполнение текущего командного файла

export Отправить значение переменной всем подчиненным
интерпретаторам shell

for Управляющее слово в цикле for-do-done

if Управляющее слово в последовательности if-then-else

newgrp Изменить текущий идентификатор группы

read Одну строку стандартного ввода присвоить переменной
в качестве значения

readonly Объявить переменную только для чтения, ее значение
изменять нельзя

set Включение и выключение флагов конфигурации shell

shift Убрать позиционный параметр из командной строки

test Вычислить взаимосвязи между строками и целыми числами

times Печатать время работы процессов, запущенных
из shell

trap Определить обработчики прерываний для конкретных
сигналов

ulimit Установить предел размера файлов в 512-байтных блоках

umask Маска прав доступа к файлам, используемая при их
создании

until Управляющее слово в цикле until-do-done

wait Shell ждет завершения указанных порожденных
процессов

while Управляющее слово в цикле while-do-done


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ System V.2

hash При поиске команд использовать хэширование

name Определить имя shell-функции

pwd Сообщить текущий каталог; теперь это встроенная
команда для ускорения

return Выйти из shell-функции и возвратить значение

set -f Запретить фазу генерации имен файлов

set -h Сохранить, а не выполнять функциональные команды,
если они определены

type Определить, каким образом можно интерпретировать
имя в качестве команды

unset Удалить shell-переменные и функции





 ШПАРГАЛКА ПО SED
 ПОТОКОВЫЙ РЕДАКТОР sed
  ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА shell (UNIX)
 Команды редактирования sed
 Из Книги «ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ» (на церковно-славянском языке), изд. 1863 г.).


Внимание! Читая пророчества на этом сайте помните что достоверность трудно проверить и все может во времени изменяться
"О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32)"